тел.: +7(495)125-22-07+7(977)265-39-17
Корзина
пуста
Новости
Друзья! Вашему вниманию представлена новая статья из цикла, рассказывающего о наемниках Средневековья и античности. Сегодня мы погов...
Друзья! Новая статья в цикле "Наемники" познакомит вас с одним из известнейших стрелковых формирований Средних веков, чью службу мож...
Друзья! В цикле статей "Наемники" - новая публикация. На сей раз мы расскажем о могучем братстве йомсвикингов, элитном отряде псов в...
Акции
18600 руб.
Опрос
Состоите ли вы в клубе исторической реконструкции?

 

 

Шпага: пора-пора-порадуемся на своем веку…

 

Гелла подавала ему шляпу и шпагу с темной рукоятью.

     - Не мое, - шепнул буфетчик, отпихивая шпагу и быстро надевая шляпу.

     - Разве вы без шпаги пришли? - удивилась Гелла.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита».

 

Как классический рыцарский меч XII типа олицетворяет собой образ оружия средневекового рыцаря, так шпага сопутствует образу благородного воина эпохи Нового времени. Шпага сопровождала дворянина повсюду: на поле боя, на городских улицах, и даже на экзамен в Оксфорде по старинной традиции студент был обязан являться в парадном костюме и со шпагой. Сегодня мы поговорим об этом замечательном оружии в различных его ипостасях, о его происхождении, особенностях и истории.

 

Строго говоря, сам термин «шпага» в понятии отдельного вида оружия появился значительно позже, а во времена повсеместного распространения этого оружия оно не отделялось от своего рода и называлось просто «меч». Итальянское звучание этого слова – spada– и породило в дальнейшем отдельное именование шпаги. Подобная унификация не случайна, ведь шпага это прямой продукт эволюции рыцарского меча, следствие извечной «борьбы брони и снаряда». На заре эпохи клинка меч был тяжелым рубящим оружием, для защиты от которого изобретались металлические доспехи: кольчуги, латы. Встречая непрорубаемую преграду, меч эволюционировал в более сложное оружие для точечного фехтования, сужаясь и облегчаясь для уколов в незащищенные участки на теле противника. Распространение огнестрельного оружия и вместе с тем повышение качества лат и полных доспехов Позднего средневековья породили странную ситуацию, в которой часть врагов могла быть снаряжена в полную броню, а другая часть одета до крайности легко. Многие воинские подразделения также были снаряжены отличного качества нагрудниками, но могли вовсе не иметь защиты рук и ног, как те же немецкие ландскнехты. И шпага, как форма меча, пришлась на эту эпоху как нельзя лучше, сочетая в себе как рубящие, так и колющие свойства.

 

 

Появившись на поле боя в таком виде, однако, шпага не остановила своего развития. Классический вариант пехотной шпаги представлял собой меч с развитой гардой и узким, относительно легким и длинным клинком. Отменный баланс, смещенный эфесом к рукояти, позволял осуществлять сложное фехтование, обеспечивая и атаку, и защиту клинком. В то же время, за пределами поля боя изменялась и мода на костюм. Одежды аристократии становились более легкими, изящными, и требовали также более легкого оружия, не отягощающего образ. Поэтому камзольные шпаги для придворного ношения сужались все больше и больше, пока не превратились в «espadaropera», что в переводе с итальянского значит меч для одежды. Рапира не использовалась для рубки, заточка, оставшаяся на гранях клинка, могла наносить лишь секущие удары. Основной угрозой являлось именно острие, в умелых руках порхающее с удивительной скоростью и точностью. Это было оружие куртуазного дуэльного боя, свойственное дворянскому сословию той эпохи. Значение шпаги для благородного сословия было настольно велико, что даже привело к возникновению так называемой «гражданской казни»: публичный, при оглашении приговора, перелом клинка шпаги символизировал лишение дворянского титула и всех сопутствующих привилегий. А купить шпагу для сына означало признание дворянином достижения осознанного и ответственного возраста своего отпрыска.

 

 

На поле боя, кстати, меч тоже не оставался однороден. Если пехотная шпага, как правило, сохраняла рубящие свойства клинка, то в кавалерии распространялись варианты типа кончара, похожего на рапиру длинного трехгранного клинка, предназначавшегося для колющих ударов с седла. Постепенно исключительно колющие шпаги распространялись даже в пехотных подразделениях некоторых стран, наведя таким образом со временем на мысль объединить огнестрельное оружие и колющий клинок в единое целое, и приведя к появлению штыка. Эти видоизменения сопровождались от местности к местности появлением множества модификаций клинка: трехгранные с долом, шестигранные без дола, с широким рикассо для защиты от более тяжелого оружия и без оного. Типология шпаг по форме клинка и гарды может запросто составить конкуренцию всей типологии прочих средневековых мечей вместе взятых.

 

То же можно сказать и о школах фехтования. Развитая гарда, со временем превратившаяся в полноценную корзину, надежно защищавшую кисть бойца, позволяла отказаться от латных перчаток, закрепощавших движения. Скорость и точность нанесения ударов постоянно повышались, а мастерство владения оружием вышло на первый план, превращаясь в настоящее искусство. И, как всякое искусство, оно имело свои национальные колориты. Например, итальянская школа постулировала правило «убивать острием, не полагаясь на лезвия», то есть все атакующие удары были колющими, а в паре со шпагой часто работала дага или небольшой кулачный щит. Немецкая же школа напротив, полагалась в основном на рубящие и режущие удары. Английская школа сочетала в себе различные приемы и была более универсальна. Наибольшую же популярность снискала французская школа, пошедшая по пути облегчения шпаги за счет сокращения длины клинка с сохранением очень быстрой колюще-рубящей техники. Конкуренцию по популярности ей могли составить лишь испанцы, чей стиль – дестреза – по аналогии с итальянским сочетал в себе работу шпаги и кинжала даги.

 

 

Сложность и многогранность шпажного боя обеспечили этому оружию долгую и благополучную жизнь даже после того, как оно покинуло поля сражений и площадки дворянских дуэлей. Это искусство остается актуальным и по сей день, приобретя по всему миру статус важной спортивной дисциплины олимпийского уровня. Наибольшей популярностью в наше время пользуется спортивное фехтование на современных аналогах рапир, с нанесением исключительно колющих ударов. Но есть и другие виды фехтования, включающие рубку и шпаги с более широким клинком. На полях же исторической реконструкции шпага остается главным достоянием и ценностью офицерства и дворянства, воссоздаваемого энтузиастами истории. Благородное оружие, оно вмещает в себя глубокий символизм, гордость и мастерство воина.

 

Если вы хотите купить шпагу для своей коллекции или занятий исторической реконструкцией, сделать это можно в нашей оружейной. Мы предлагаем широкий выбор клинков Нового времени, включающих в себя как образцы пехотных шпаг, так и камзольные шпаги, облегченные для ношения с дворянским костюмом. Есть возможность купить дагу для второй руки и другое снаряжение для фехтования. Кроме того, вы всегда можете заказать индивидуальную шпагу по собственным эскизам и пожеланиям, украсив её нужным образом и подогнав под удобные вам параметры. Обращайтесь, и пусть дух истории и уважения к благородному опыту прошедших эпох сопровождает вас!