+7(495)125-22-07+7(977)265-39-17
Корзина
пуста
Акции
22200 руб.
Опрос
Состоите ли вы в клубе исторической реконструкции?

 

Цзянь, прямой клинок Китая

 

Культуры различных цивилизаций имели множество различий, и вместе с тем – множество общих черт, объединявших ход истории в любом уголке планеты. Развитие оружия – прекрасный пример, ведь меч, как форма оружия, так или иначе был известен практически всем племенам и народам нашей планеты. Он мог отличаться формой, историей развития, отношением, материалами, но всегда неизменной оставалась общая суть: полоса металла, предназначенная для колюще-рубящего боя. Свой меч был и в далеком от европейского рыцарства Китае, и назывался он – цзянь.

 

Цзянь как оружие массового применения значительно опередил европейские клинки. В своей первоначальной форме этот меч был известен ещё в эпоху Западная Чжоу, то есть за тысячу лет до наступления нашей эры. На тот момент цзянь приобрел свою базовую форму: прямой меч с обоюдоострым клинком, навершием и простой гардой. Клинок цзяня имел ребро жесткости, проходящее по центру (как у готических клинков Европы). Длина клинка на момент зарождения была небольшой, около 50-60 сантиметров. Однако по мере развития оружейного и военного дела клинок постоянно прирастал, и к эпохе Воюющих Царств ( с V века до нашей эры по III век нашей эры, когда Китай был объединен) составлял классические 80 сантиметров, а в дальнейшем приобретал и полуторные формы с клинком в метр и более и с рукоятью, допускающей двуручный хват.

 

 

Навершие представляло собой геометрический противовес, балансирующий клинок под сложное фехтование. На навершие крепился темляк – веревка с кисточкой, которую можно было обмотать вокруг запястья. У некоторых сохранившихся поздних цзянь темляк был очень длинным, до метра. Считается, что он мог использоваться для отвлечения внимания противника в сложном дуэльном фехтовании, распространившемся в поздние эпохи китайской истории. Гарда, как уже упоминалось, была развита слабо, а то и вовсе отсутствовала. Таким образом, рука бойца была более раскрепощена для кистевой работы, но в жертву приносилась защищенность пальцев. Впрочем, встречались и более сложные варианты гарды, использовавшиеся в частных школах фехтования поздних периодов, со сложными захватами и приемами.

 

История производства клинков цзянь очень интересна. Первоначально они отливались из бронзы, но к эпохе Воюющих Царств металлургия Китая достигла уровня качественной обработки стали. Стальные клинки постепенно стали вытеснять бронзовые образцы, и долгое время считалось что царства, первыми воспользовавшиеся этим прогрессом, получили преимущество в долгой междоусобице. Однако археологические раскопки и дотошное исследование артефактов Цинь, царства, победившего в войне, показали, что основная масса стальных клинков была на стороне проигравшего царства Чу, в то время как Цинь до последнего славилась своими бронзовыми клинками с особым «секретным ингридиентом» - сплавами бронзы и хрома. По-видимому, эти клинки были как минимум конкурентоспособны на фоне ранних стальных мечей. Со временем и по мере развития мастерства ковки сталь всё же вытеснила бронзу, и в нашей эре практически вся масса цзяней изготавливалась уже именно из неё.

 

 

По мере наступления относительно мирных времен, цзянь из полевого оружия пехоты стал превращаться в парадное и церемониальное оружие аристократии Китая – чиновников. В эпоху Хань цзянь стал обязательным атрибутом этого сословия, а боевое применение от армейского стало преобразовываться к дуэльному, более сложному и изощренному. Вместе с тем в регулярной армии популярность цзяней пошла на спад, так как их стали вытеснять клинки сабельного и фальшионного типа – дао. Более простые в массовом применении и удобные в строевом бою, дао заняли место табельного оружия пехоты, а цзянь стал чем-то вроде европейской шпаги – оружием высшего сословия. В эпоху Хань и последовавшую за ней Тань фехтование было таким же обязательным атрибутом ученого человека, как владение грамотой, каллиграфией и поэзией.

 

Переход цзяня от военного оружия к парадно-церемониальному наложил отпечаток и на его внешний вид, и на отношение к нему хозяев. Мечи стали украшать богатыми орнаментами, драгоценными и полудрагоценными материалами и камнями. То же касалось и ножен, разукрашенность которых должна была как минимум соответствовать уровню одеяний владельца. Естественно, что мечи такого уровня автоматически становились семейной ценностью, реликвией, которую жалко было изнашивать во время тренировок и дуэлей. Поэтому фехтование на цзянь во времена Средневековья приобрело черты занимательного акробатического танца, где бойцы стараются минимизировать столкновение клинков во избежание износа и появления зазубрин. Такой стиль называется техникой «идущего меча», и практически целиком выстраивается на уклонениях и уворотах вместо защиты клинком.

 

Также к «сберегающим» техникам относится «пьяный меч», основанный на сложных акробатических трюках, финтах и нестандартных стойках. Ближе к классическому армейскому мечевому бою лежит техника «мощного меча». В ней удары более четкие и акцентированные, чаще допускается столкновение клинков и парирование. Где-то между этими техниками находится стиль, свойственный внутренним школам ушу, и называемый «мягким мечом». Его особенностью является нестандартный хват рукояти тремя пальцами. С одной стороны, боец жертвует силой наносимых ударов, с другой – получает большую точность и техничность фехтования, основанную на множественных оборотах клинка.

 

 

Несмотря на то, что цзянь вышел из массового армейского употребления, распространенность в гражданской среде у него не ограничивалась аристократией. Конструкция меча была несложной, и купить цзянь мог даже представитель средних сословий, хотя и без изысков и украшений. Эти мечи активно использовались аж до середины XX столетия в городских ополчениях, среди деревенских ремесленников, даосских монахов и прочих представителей относительно простого люда. При этом качество большинства дошедших до нашего времени артефактов остается на неизменно высоком уровне, даже если меч принадлежал простому деревенскому ополченцу. Это наглядно демонстрирует уровень развития кузнечного дела и мастерство китайских ремесленников.

 

В наши дни цзянь все также остается популярным мечом китайского традиционного фехтования, уже в спортивном смысле. Сложные техники и бой, приближенный к танцу или необычным акробатическим номерам, делают соревнования мастеров меча занимательным зрелищем, пусть и не имеющим ничего общего с реальным, армейским сражением.

 

Купить цзянь или заказать изготовление цзяня по индивидуальным параметрам можно в нашей оружейной. При заказе вы можете использовать конкретный образ и указать удобные для вас размеры и характеристики. Мастера приложат все усилия, чтобы соблюсти ваши пожелания и передать вам не просто меч, но частицу истории и души средневекового Китая, его богатой культуры, красоты и гармоничности. Обращайтесь!