тел.: +7(495)125-22-07+7(977)265-39-17
Корзина
пуста
Новости
Друзья! Вашему вниманию представлена новая статья из цикла, рассказывающего о наемниках Средневековья и античности. Сегодня мы погов...
Друзья! Новая статья в цикле "Наемники" познакомит вас с одним из известнейших стрелковых формирований Средних веков, чью службу мож...
Друзья! В цикле статей "Наемники" - новая публикация. На сей раз мы расскажем о могучем братстве йомсвикингов, элитном отряде псов в...
Акции
18600 руб.
Опрос
Состоите ли вы в клубе исторической реконструкции?

 

Йомсвикинги: наемное братство старых богов

 

Средневековый мир знал много формирований наемных солдат, сражавшихся за звонкую монету. И чем дальше уходят корни этих отрядов в глубину веков, тем более мифической и овеянной легендами оказывается их история. Сегодня в рамках цикла «Наемники» мы поговорим об одном из таких формирований, знаменитых йомсвикингах, воспетых в сагах своего времени.

 

История йомсвикингов охватывает X-XI века. Поскольку основная часть знаний о них почерпнута нами из саг и прочих нарративных источников, факты об основании отряда разнятся в зависимости от рассказчика. Так, по версии «Саги о потомках Кнута», основателем считается Харальд I Синезубый, а в «Саге о йомсвикингах» таковым называют Палнатоки, легендарного датского героя с острова Фюн. Нет и точных археологических данных о расположении Йомсборга, столицы йомсвикингов, чья гавань могла вмещать от тридцати до трехсот кораблей единовременно. Предполагается, что база находилась на южном берегу Балтийского моря, вероятнее всего в устье Одера, недалеко от современного городка Волин в Польше. Эта версия базируется на остатках укрепленных поселений в той местности.

 

Зато саги достаточно четко сходятся в описании обычаев и особенностей этого отряда. Любое сообщество, избравшее своим ремеслом войну за деньги, очень сплочало людей. Взаимное доверие, уверенность в бесстрашии товарищей по оружию, готовность помочь своим компаньонам и ощущение плеча крайне важны, когда каждый день наполнен риском, а мир вокруг жесток и враждебен. Но там, где прочие псы войны сбивались в крепкие банды, йомсвикинги пошли дальше, став настоящим братством, своеобразным религиозным орденом, сражавшимся за плату как единый могучий организм. Среди братьев были строго запрещены ссоры и даже грубое обращение. Чтобы не провоцировать оное лишний раз, в пределах крепости не допускалось появление женщин, в том числе члены отряда не могли брать их в плен и считать своей добычей. Скорее всего йомсвикинги не были поборниками полного безбрачия, но иметь любовниц или жен позволялось только за пределами стен цитадели. А покинуть крепость без разрешения братства воин мог не более чем на три дня.

 

 

На поле боя воин также должен был помнить об обетах отряда. Каждый боец был обязан защищать своих товарищей, а в случае гибели кого-либо из них – обязательно совершить отмщение за павших. Бежать, да и вообще показывать страх или неуверенность перед лицом противника, не превосходящего отряд по численности, было совершенно недопустимо. При этом слова про численность не были оговоркой: организованное отступление перед большой вражеской армией позором вовсе не считалось, и активно использовалось в маневрах практичных наемников. К качеству бойцов йомсвикинги также относились трезво: в братстве могли состоять только мужчины в возрасте от восемнадцати до пятидесяти лет, а для вступления претендент должен был выдержать ритуальный поединок с действительным воином отряда. Лишь единожды из этого правила было сделано исключение, когда двенадцатилетний мальчик Вагн Окессон одолел в поединке вождя йомсвикингов Сигвальда Струт-Харальдсона. Парня с почетом приняли в ряды братства, и впоследствии он вместе с Сигвальдом вел отряд в бой в морском сражении при Хьерунгаваге.

 

Добыча и оплата, получаемая йомсвикингами, делалась между всеми членами, позволяя каждому бойцу иметь хорошее снаряжение. Принципиально оно не отличалось от вооружения прочих викингов того времени, но, поскольку йомсвикинги были элитным отрядом, его качество всегда было на высоте. Доспехи из отлично выдубленной кожи, кольчужные доспехи, открытые шлемы и вариации с полумасками для защиты лица, а также лучшее оружие своей эпохи: мечи каролингского типа, боевые топоры и широкие двуручные секиры. Важную роль играли и копья, а также, разумеется, широкие круглые щиты, позволявшие организовать строй и вести оборонительный бой либо продвигаться единым фронтом, надежно прикрывая себя и товарищей по отряду.

 

Каролинг типа О, богатое оружие эпохи йомсвикингов

 

Братство имело глубокие корни в культуре и верованиях северян. Основой религии было поклонение Одину и Тору, покровительствовавших воинам. Язычники до мозга костей, они до последнего сопротивлялись христианизации севера. Возможно, именно приход нового бога и закат старых верований послужили основой для постепенного угасания братства. Йомсвикинги были вынуждены выбирать нанимателя, лавируя не только между предложениями об оплате, но и постоянно меняющимися религиозными предпочтениями местных правителей, которые то принимали христианство, то возвращались обратно к языческим верованиям, и так по нескольку раз за жизнь. Так, например, в битве у Свольдера в 1000 году, йомсвикинги были наняты Олафом Трюггвасоном против Свена Вилобородого, но перешли на сторону последнего из-за последовательной политики христианизации, исповедовавшейся Олафом. Свен, впрочем, к тому времени формально тоже уже был крещен, но по крайней мере не так активно насаждал христианство у себя на родине.

 

Еще полсотни лет йомсвикинги продолжали свои набеги по всей Скандинавии и прибрежным зонам Англии, периодически нанимаясь даже на сторону самих англичан. В конце концов, в 1043 году норвежский король Магнус I, к тому времени уже полностью христианский правитель, решил устранить угрозу со стороны наемного братства. Он собрал армию и полностью уничтожил Йомсбург, разрушив цитадель до основания. Уцелевшие йомсвикинги уплыли на запад и еще какое-то время упоминались в сражениях Исландии, после чего окончательно канули в глубоких водах истории. Память о славном братстве и его подвигах осталась в многочисленных сагах и преданиях, а также на рунических камнях, высеченных по всей территории Скандинавии и сохранившихся до наших дней.