Меч с именем. Поименованные мечи из эпоса, легенд и сказаний народов мира.
Во второй статье цикла "Меч с именем" мы расскажем о самых знаменитых мечах, принадлежавших героям эпоса, сказаний и легенд Средний веков.
Как правило, до наших дней не дошло никаких доказательств, что эти герои, как и их оружие, действительно существовали. Однако, как отмечал великий исследователь средневекового вооружения Э. Окшотт, отсутствие доказательств на руках - не повод категорически заявлять, что события, о которых слагали песни и былины, никогда не происходили, а были лишь плодом необычайно бурной фантазии. Так легенды Троянской войны в свое время никто не воспринимал всерьез, пока в описываемых ими местах во время раскопок не были обнаружены остатки былой Трои и множество интереснейших археологических находок, подтверждавших дела давно минувших дней.
Так что, как знать, возможно и Экскалибур, и Бальмунг, и Дюрандаль существовали на самом деле, служа своим доблестным владельцам верой и правдой. Но давайте по порядку...
Поименованные мечи из сказаний западной Европы.
Конечно же, открыть этот список полагается самому, пожалуй, известном из всех поименованных мечей, реальных и выдуманных. Речь идет об Экскалибуре, легендарном клинке короля Артура, впервые описанном в "Истории королей Британии" Гальфрида Монмутского. Экскалибур был дарован Артуру его таинственной благодетельницей, Владычицей Озера, после того как его старый меч был утрачен в сражении с сэром Пелинором. Иногда его путают с Мечом-в-камне, другим знаменитым оружием из легенд об Артуре, но это является ошибкой.
Артур получает Экскалибур
Экскалибур прослужил Артуру в течение почти всей последующей истории его героической жизни. Лишь единожды король лишался своего верного оружия: когда злая фея Моргана выкрала его, чтобы оставить Артура беззащитным перед посланным ей убийцей. Впрочем, герой сумел одолеть врага и другим, обычным мечом, доказав тем самым, что корень его силы лежит все же не в особом клинке, а в собственных душе и теле.
Когда смертельно раненый Артур прощался с последним выжившим рыцарем Круглого стола, сэром Бедивером, он завещал бросить клинок в воды ближайшего озера. Таким образом, меч вернулся к Владычице, чтобы когда-нибудь вновь послужить благородным делам.
Экскалибуру приписывали различные волшебные способности, от классической способности рубить железо как тростник, до полной неуязвимости его владельца. В классической же версии сказаний, магической силой обладали и ножны меча: они могли останавливать кровотечение и заживлять раны.
Вторым по известности можно считать Дюрандаль, меч, принадлежавший Роланду. Герой "Песни о Роланде" получил его из рук своего короля, которому поклялся служить верой и правдой. Меч был особенным: он был выкован из того же железа, что и клинок самого короля, в рукояти же скрывалась небольшая полость с элементами святых мощей.
Вручение Дюрандаля
Со времен своего первого упоминания в "Жизнеописании Карла Великого" личность Роланда постепенно приукрашалась, пока в эпосе "Песнь о Роланде" окончательно не превратилась в идеал рыцарской доблести и чести. Преданный своему королю, он храбро принимает бой в Ронсевальской долине, в невыгодном положении, куда его заманил коварный предатель Ганелон, принявший сторону сарацин. Тут будет интересным отметить, что изначально в "Жизнеописании..." врагами Карла в той войне упоминались баски, однако в "Песни о Роланде" они становятся сарацинами, извечными врагами христианской веры.
Роланд погибает в героическом сражении, но успевает подать сигнал королевскому войску с помощью своего рога (тоже, кстати, поименованного: Олифантом), благодаря чему армия неприятеля оказывается разбита. Примечательна часть эпоса, посвященная последним минутам Роланда. На смертном одре благородный рыцарь прощается с миром, своим добрым королем, и, в последних словах, с верным мечом Дюрандалем. Ни слова не говорится об оставшейся на Родине невесте, что хорошо демонстрирует приоритеты рыцарского достоинства в те времена, когда куртуазность еще не так прочно вошла в традиции сословия. Еще интереснее это в свете детали: Дюрандаль во французском языке (языке оригинала "Песни...") - женского рода, что придает особый окрас привязанности и любви рыцаря к своему мечу.
Последним движением Роланд ударяет мечом о скалу, чтобы разбить его: клинок не должен был попасть в руки неприятеля. Однако на лезвии не остается даже зазубрины. Возможно, именно поэтому в 1970-ых годах именем Durandal была названа мощнейшая бетонобойная бомба французского производства...
Поименованные мечи скандинавского, германского и русского эпоса.
Эпос северных стран отличался от западноевропейского, также как отличались и люди. Он был более жестоким, сложным и монументальным. Под стать ему и некоторые известные мечи, что фигурировали в легендах.
Меч по имени Бальмунг принадлежал герою германской "Песни о Нибелунгах", Зигфриду. Он получил его в награду за то, что помог двум королям из династии Нибелунгов разделить клад, спрятанный ими. Однако короли остались недовольны результатами дележки, и замыслили убить Зигфрида, напустив на него двенадцать великанов. Однако герой одолел великанов, затем - армию из семисот Нибелунгов, а также самих королей.
Создание Бальмунга
Меч упоминался в большинстве сказаний о Зигфриде, где-то прямо, где-то косвенно. Так, остается спорным вопрос, им ли Зигфрид убил дракона: по разным версиям, это произошло либо до, либо после получения знаменитого меча.
"Песнь о Нибелунгах" - драматический эпос, и судьба Зигфрида также остается незавидной. Он погибает от предательского удара Хагена, который вместе с другими трофеями забирает и меч. Впрочем, тот служит ему недолго: когда жена Зигфрида пожинает свою месть, именно Бальмунгом она отрубает голову Хагена.
Действие сказаний о Беовульфе происходят в Скандинавии. Известны два меча, принадлежавших ему: один звался Хрутинг, и был дан герою лишь на время, затем вернувшись к своему владельцу Унферту. Второй же, Нэглинг, сопровождал героя в его последнем походе. Именно Нэглингом Беовульф сражался с драконом, именно им он нанес решающий удар. Несмотря на победу, герой оказывается смертельно ранен и умирает некоторое время спустя. Дружина, сопровождавшая воина, торжественно сжигает его тело на погребальном костре, куда идет все его снаряжение и клад дракона. Эта сцена сильнейшим образом подчеркивает образ мыслей и мотивацию героев эпоса: подвиг был совершен не ради богатства, но ради самого подвига.
Беовульф сражается с драконом. Меч в руке - Нэглинг.
О поименованных мечах русского фольклора вспоминают нечасто. Как правило, упоминается меч-кладенец, что в принципе не совсем имя. Настоящее же название этого клинка - Финист. Он принадлежал богатырю-великану Святогору, а от него перешел к Илье Муромцу. Святогор выступает героем нескольких противоречащих друг другу сказаний. По одной из версий, он хвастается что мог бы перевернуть небо и землю, но, не справившись с этой задачей, погружается в земные недра по колени и так кончает свою жизнь. Однако куда примечательней именно то сказание, в котором он встречает Илью Муромца. Илья, странствуя, находит жилище великана, в котором его встречает жена Святогора. Красавица соблазняет богатыря, а когда возвращается муж-великан, прячет его в карман мужниной одежды. Однако хитрость раскрывается, и Святогор находит Илью. Узнав же, что произошло.... Святогор убивает неверную жену, а с Муромцем вступает в братство, и какое-то время они путешествуют вместе. Когда Святогор погибает во время одного из их совместных походов, Финист переходит к Илье.
Отдельного упоминания заслуживает малоизвестный меч Дайнслейф из легенд викингов. Об этом клинке, выкованном гномами, редко кто знает, однако именно ему первому в истории мирового эпоса принадлежало свойство, которое затем стали приписывать многим "злым" мечам: обнаженный, он отказывался возвращаться в ножны, пока им не убьют кого-либо.
Поименованные мечи азиатских легенд.
До западных стран нечасто доходят произведения азиатского эпоса и легенд, однако о некоторых поименованных мечах, принадлежавших героям восточных сказаний, мы знаем. Так, к примеру, известен священный меч Кусанаги. По легенде, он принадлежал богине Аматэрасу, получившей его в дар от Сусаноо, в свою очередь, изготовившего меч из хвоста восьмиглавого дракона. Взмахом этого клинка богиня могла управлять ветрами, направляя их в нужную сторону.
Бог Сусаноо
Стоит также упомянуть такие имена, как Мурамаса и Масамунэ. Вопреки иногда встречающемуся мнению, они не являются частью легенд и сказаний. Так звали вполне реальных мастеров, что ковали катаны в XIII веке. Поименованный клинок Хондзё Масамунэ, лучшая работа своего создателя, был утрачен в 1946 году вследствие послевоенных проблем Японии. В данный момент этот меч находится на самом верху списка самых разыскиваемых произведений японского искусства.
Среди мифических клинок упоминания достоин Тхуантхьен, меч вьетнамского императора Ле Лоя. По преданию, именно благодаря волшебной силе меча будущий император смог освободить свою страну от китайской оккупации в XV веке. Когда клинок находился в руках Ле Лоя, он превращался в сказочного великана, способного повергать целые армии врагов. Звучит не слишком достоверно, но легенда помогла легитимизировать правление Ле, выступив своеобразным примером "божественного благословения" на власть.
Статуя Ле Лои с мечом
Сегодня мы рассказали о некоторых мечах, служивших героям эпических сказаний и легенд. Конечно, список отнюдь не полон: Бализарда и Галатин, Скофнунг и Колебранд, Чандрахас и Эгекинг: полный список достоин целой энциклопедии. Однако мы надеемся, что именно самые известные из поименованных легендарных мечей были интересны вам, а в следующей статье цикла "Меч с именем" мы поговорим об известных во всем мире клинках родом из произведений современной литературы.
Меч с именем. Исторические поименованные мечи.
Меч с именем. Поименованные мечи из эпоса, легенд и сказаний народов мира.
Меч с именем. Поименованные мечи, описанные в современной литературе.
Меч с именем. Поименованные мечи из видеоигр.
Меч с именем. Поименование мечей в наши дни.